Интервью

Электронная школа – 2011

Роберт Фогель
Источник фото: Intel

Роберт Фогель

Intel, Главный архитектор по образованию программы World Ahead

Роберт Фогель является главным архитектором по образованию программы World Ahead корпорации Intel. Он – именно тот человек, который привез в Россию программу «один ученик : один компьютер». В 2007 году он представил первый в России нетбук Classmate PC российскому образовательному сообществу. Мы встретились с Робертом на конференции «Электронная школа – 2011» в Казани и он согласился дать интервью для Образовательной Галактики Intel.

Господин Фогель, Вы являетесь главным архитектором программы World Ahead. Не могли бы Вы рассказать о том, в чем состоит ваша работа?

Прежде всего, архитектор – это тот, кто добивается ситуации, когда все компоненты работают вместе как единое целое. Когда речь заходит об образовании, а именно, о модели «1 ученик : 1 компьютер», одним из самых важных таких компонентов является повышение квалификации учителей. Это позволяет учителям приобрести все необходимые умения и навыки для применения компьютерных технологий в учебном процессе. Я также занимаюсь соединением воедино цифрового контента и методов его преподавания в школе. Для того, чтобы компьютеры приносили максимальную пользу в школе, цифровой контент должен быть мотивирующим, стимулирующим и интерактивным.

Еще один вопрос, находящийся в компетенции архитектора – это то, как именно учителя и школьники будут получать доступ к цифровому контенту. Архитектору приходится думать о таких компонентах ИКТ структуры, как компьютеры, программы и периферийные устройства (например, интерактивные доски) и другие инструменты, а также о подключении к сети. Кроме этого, заботой архитектора является оценивание учебного процесса и того, как это может происходить онлайн, а также освоение учащимися умений и качеств 21 века. Вот основные компоненты, которые архитектор собирает воедино для гармоничной работы образовательного пространства модели «1:1».

Как Вы понимаете образовательную модель «1 ученик : 1 компьютер»?

Чаще всего о модели «1 ученик : 1 компьютер» говорят, имея в виду просто механическое соотношение, когда на одного ученика в школе приходится один компьютер. Однако, на мой взгляд, это не совсем верно. Идея модели состоит в создании личностных отношений между учащимся и его образовательной средой; компьютерные же технологии являются средством к построению таких отношений. Естественно, это среда создается вокруг учителя. В традиционной системе, когда в классе находится всего один учитель и много учащихся, создать личностные отношения между учителем и школьниками сложно. Другими компонентами образовательной среды являются учебные материалы, содержание образования, другие учащиеся, находящиеся как в самой школе, так и за ее пределами, эксперты и многое другое. Таким образом, конечной целью модели «1:1» является стремление помочь учащимся сформировать качества и умения 21 века, которые понадобятся им для продолжения образования, для получения хорошо оплачиваемой работы и для того, чтобы стать более успешными в жизни в условиях глобальной экономики.

Что изменилось в движении «1 ученик : 1 компьютер» с 2007 года, когда оно началось в России?

Естественно, по прошествии нескольких лет после появления модели «1 ученик : 1 компьютер», у многих учащихся появились дополнительные, более глубокие возможности для обучения, а также возможность осваивать новые умения и навыки. Личностно-ориентированное образование – способ, с помощью которого учебный процесс для школьника становится глубже и богаче. Личностно-ориентированное образование построено на идее о том, что у каждого человека есть собственная учебная стратегия. Все мы учимся с разной скоростью; некоторые из нас осваивают информацию преимущественно визуально, другие – отдав предпочтение социальным, кинестетическим, математическим или вербальным средствам. К сожалению, на практике учитель не может на уроке объяснить каждому учащемуся материал именно таким образом, к которому он имеет предрасположенность. Именно здесь в полной мере проявляются достоинства ИКТ – благодаря им появляется возможность настроить учебный процесс под нужды каждого конкретного учащегося. В промышленности уже в течение нескольких последних десятилетий ИКТ на порядок увеличивают возможности людей. В образовании ИКТ позволяют учащимся двигаться в своем собственном темпе и осваивать содержание учебных предметов в соответствии с их индивидуальными особенностями.

Как правило, учебный контент создается тем же способом, который доминирует в соответствующем учебном предмете. Например, содержание учебников по математике создается людьми с математическим складом ума. А теперь представьте, что было бы, если бы учебники по математике писали люди с кинестетическим или визуальным складом: например, вместо того, чтобы описывать параболу в математических терминах, мы бы говорили о траектории движения шара, принимающей форму параболы.

Использование ИКТ в качестве инструмента для реализации личностно-ориентированного образования позволяет адаптировать среду обучения к потребностям каждого школьника, предлагая ему соответствующий учебный контент, основанный на результатах автоматического оценивания его учебной деятельности в том темпе, к которому он в наилучшей степени готов. Все учащиеся могут изучать один и тот же материал, однако учиться каждый из них будет в той форме, которая наилучшим образом соответствует конкретным потребностям, максимально раскрывая собственный потенциал.

Как бы Вы объяснили идею облака образовательных сервисов?

Лучший способ объяснить идею облака образовательных сервисов – сделать это в понятиях того, что в нем могут делать учителя, учащиеся, администраторы и родители. Например, учителя могут в нем задавать задание учащимся, подготовиться к уроку или пройти курсы повышения квалификации. Учащиеся могут узнать свое домашнее задание, выполнить задания теста или получить консультацию учителя. Все эти действия мы можем трактовать как сервисы, выполняемые на стороне сервера, доступ к которым осуществляется с компьютера учителя или школьника. Сами эти сервера могут находиться школе, в датацентре Министерства образования или же в любой точке мира, там, где находится провайдер услуг, которые предлагаются на этих серверах.

Пользователям не важно, откуда именно работают сервисы; им важно, чтобы эти сервисы удовлетворяли бы требованиям безопасности, стоимости, производительности и т.д. Доступ к этим сервисам может осуществляться с планшетного устройства или мобильного телефона, хотя для полноценного их использования нужен ноутбук. Например, для того, чтобы узнать домашнее задание и день, к которому его нужно сделать, школьнику хватит и мобильного телефона. Но для того, чтобы выполнить само домашнее задание в режиме онлайн, школьнику понадобится ноутбук, оснащенный всеми необходимыми функциями. Большим преимуществом облака образовательных сервисов является возможность абстрагировать почти все в качестве сервисов и обеспечить их функциональность всегда, когда они должны работать, а также сделать их доступными с помощью разных типов устройств.

В чем состоят преимущества абстрагирования всего в качестве сервиса?

Это облегчение и удешевление внедрения образовательных программ, что, в конечном итоге, означает, что мы можем описать любую образовательную программу в терминах сервисов, предоставляемых в определенный промежуток времени пользователю. Предоставление этого сервиса является обязательным условием для реализации программы. Это дает возможность также выстроить отношения с провайдером определенного сервиса и сообщить ему о своих ожиданиях в отношении предоставляемого сервиса. Для провайдеров – это возможность стать интеграторами сервисов, разработанных Министерством образования, сервисов, находящихся в открытом доступе и сервисов, предоставляемых коммерческими провайдерами. После того, как эти сервисы интегрируются в пакетное приложение, они могут предлагаться в различных вариантах – например, в виде хорошего, улучшенного и отличного предложений. Школы, таким образом, могут выбрать предложение, которое более всего соответствует их возможностям и потребностям.

Как Intel поддерживает развитие облака образовательных сервисов?

Идея облака образовательных сервисов не нова, но то, о чем я рассказал, до сих пор существует только в виде разрозненных фрагментов. Intel занимается, прежде всего, обеспечением технической инфраструктуры. Кроме этого существует программная инфраструктура и IT сервисы, такие, как антивирусное программное обеспечение, Веб фильтрация, бэкап, службы восстановления и т.д. Intel сотрудничает с органами власти во всем мире в области разработки образовательных программ, а также с провайдерами сервисов, занимающихся внедрением, предоставлением и поддержкой образовательных программ.

Каким Вам представляется будущее образовательных сред, доступ к которым будет обеспечиваться различными устройствами?

Мы используем концепцию компьютерного континуума, которая подразумевает различные типы компьютерных устройств, удовлетворяющих самым различным целям. Существует компьютерный континуум для серверов и компьютерный континуум для клиентских устройств. Смысл состоит в том, что не может быть единственного устройства, удовлетворяющего всем потребностям всех пользователей и способного выполнять все возможные задачи учителей и учащихся – как начальных классов, так и старшеклассников. Идея состоит в том, чтобы пользоваться именно тем устройством, которое соответствует конкретной модели использования. Я могу использовать планшетный компьютер с mp3 плеером для того, чтобы слушать лекции в машине. Если я собираюсь работать над своей диссертацией, мне понадобится ноутбук со всеми необходимыми программами и подключением к Интернету. Если я собираюсь исследовать климатические модели, мне понадобится более мощный компьютер; планшетного устройства для этого будет недостаточно. В каких-то случаях мне понадобится настоящая клавиатура, а не клавиатура планшетного компьютера. Развитие образовательных сред позволит использовать преимущества всех типов устройств для того, чтобы образование могло происходить всегда и везде.

Большое спасибо, господин Фогель. Что бы Вы пожелали сообществу образовательной Галактики Intel?

Успех использования компьютерных технологий в школе зависит, в конечном итоге, от учителей. Я хочу пожелать Вам, уважаемые преподаватели, сделать компьютерные технологии своими лучшими друзьями. Дети не просыпаются по утрам с мыслью — «я собираюсь сегодня изучить теорему Пифагора». Мотивирует детей, в конечном итоге, учитель. И пусть новые технологии помогают Вам в этом.

Добавить комментарий

Новости

Смотреть все

Новинки

Смотреть все

Отзывы